moshekam (moshekam) wrote,
moshekam
moshekam

Культура имеет значение

Культура имеет значение

Идея о том, что нравственность, этика, культура населения имеет первостепенное значение для достижения обществом прогресса, совсем не нова. Еще почти 200 лет назад французский политический деятель,  министр иностранных дел Франции Алексис де Токвиль в своей работе «Демократия в Америке» писал:

«Я убежден, что самое удачное географическое положение и самые хорошие законы не могут обеспечить существование конституции вопреки господствующим нравам, в то время как благодаря нравам можно извлечь пользу даже из самых неблагоприятных географических условий и самых скверных законов. Нравы имеют особое значение — вот тот неизменный вывод, к которому постоянно приводят исследования и опыт. Этот вывод представляется мне наиболее важным результатом моих наблюдений, все мои размышления приводят к нему».

Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между культурой и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов.

В последнее время влиянием культуры на достижение прогресса общества активно занимается директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессор Лоуренс Харрисон.  Заголовок настоящего раздела я позаимствовал из сборника статей под его редакцией: «Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу». Под редакцией Л. Харрисона и С. Хантингтона.  М.: Московская школа политических исследований 2002 г.
Л.Харрисон много лет возглавлял миссии развития в странах Центральной Америки и Карибского бассейна, где на практике пытался доказать, что путем изменения культуры и ценностей в обществе, можно достичь экономического прогресса. «Чтобы управлять процессом изменения ценностей, в обществе должен существовать консенсус и критическая масса лидеров, которые хотят изменений. Трансформация не может произойти по указке или с иностранной помощью. У лидеров должно быть сформировано видение того, как следует менять общество. Они должны предлагать варианты и пути трансформации», — считает Харрисон. Будучи в России в мае 2010 года с докладом — «Влияет ли культура на экономическое развитие?» - он, встречался с Д. Медведевым,  тогда номинальным президентом РФ,  и пытался его убедить в важности культуры и необходимости культурных изменений в России. Но, видимо,  услышан не был или выбрал не того адресата.

В своей новой книге «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма; пер. с англ. Ю. Кузнецова. — Москва: Мысль, 2014.   Л.,  Харрисон,  анализируя  ценности, верования и установки различных  религий, делает вывод,  что «лишь некоторые культуры способствуют достижению целей прогресса общества, а именно, особо выдающиеся результаты демонстрируют еврейская (иудейская), конфуцианская и протестантская культуры (перечислены в порядке  хронологии: еврейская культура — с соответствующими ценностями, верованиями и установками — существует примерно 4000, конфуцианская — 2500,  протестантская — 500 лет).
Эти, а также некоторые другие религиозные или этнические группы, такие как мусульмане-исмаилиты, католики баски, сикхи и мормоны, пользуются плодами того набора ценностей, который может быть назван «универсальной культурой прогресса». В столь несхожих географических условиях, как Швеция, Гонконг и США, такой набор ценностей создает наиболее успешные общества — общества, получающие наибольший выигрыш от культурного капитала.

В настоящей работе рассмотрим иудейскую, православную, католическую, протестантскую и
мусульманскую культуры.
Для оценки уровня прогресса стран используем индекс человеческого развития (ИЧР) [1], — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия, как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:
·Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
·Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
·Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала. В таблице обозначена религия, наибольшим образом повлиявшая на культуру страны. Нужно учитывать, что европейские страны, даже отмеченные как католические, находятся под сильным, пусть и не преобладающим, влиянием протестантизма. Также достаточно условно "азиатские тигры" помечены как конфуцианские. Я это сделал вслед за Л. Харрисоном, но при ближайшем рассмотрении, оказалось, что для этого мало оснований. В этих странах отмечается влияние многих религий, но не конфуцианства. В Японии преобладают буддизм и синтоизм. В Гонконге представлены буддизм, даосизм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм. А в Южной Корее из трех ведущих религиозных конфессий, включающих буддизм, протестантизм и католичество, наибольшим политическим влиянием обладает протестантизм. Так считают последователи упомянутых трех религий, которые принимали участие в опросе, проведенном Корейским институтом свободы вероисповедания в мае-июне 2007 года. Всего в опросе участвовали 300 священнослужителей — по 100 представителей от каждой религиозной конфессии. На вопрос «какая религия, по вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на политические круги?» 47% опрошенных духовных лиц назвали протестантизм. На втором месте оказалось католичество (30,9%), а на третьем — буддизм (20,4%). В ответ на вопрос «Какая религиозная конфессия оказывает наибольшее влияние на результаты голосования во время выборов?» около 54% респондентов также назвали протестантство. Далее следуют буддизм (28,6%) и католичество (13,9%) [2]. Так что в таблице республику Корею тоже пришлось  закрасить в желтый цвет.
ичр 2012 уточн. по религиям


Влияние конфуцианства отмечают, конечно, в Китае, наряду с буддизмом и даосизмом. Но по критерию ИРЧ Китай со своим огромным населением пока не дотягивает до лидеров (101 место). Поэтому анализ конфуцианской культуры оставляем пока за скобками. Но, думаю, что феномен Китая стоит особого изучения, тем более, что, возможно, для части России это может оказаться скоро весьма актуальным. Замечу, что в последнее время в Китае наблюдается резкий рост числа протестантов, которых в настоящее время около 90 млн. человек.  К 2030 году ожидается, что их будет не менее 200 млн.[3]. 

Есть различные версии происхождения китайского трудолюбия и склонности к предпринимательству. Особое место среди них занимает теория рисовой культуры среди южных китайцев. На протяжении 6000 лет на юге Китая, богатом плодородными наносными почвами, доминировало рисоводство. Рис требует безостановочной упорной работы,  мало какая другая сельскохозяйственная культура может сравниться с ним по трудоемкости. На протяжении сотен поколений в условиях жесточайшей конкуренции выживали те, кто был готов трудиться не покладая рук. В то же время рис способствовал возникновению традиции собственников и предпринимателей. Рис требует внимательного ухода и очень высокой ответственности. Например, если уровень воды в поле лишь на несколько сантиметров превысит нужную отметку, урожайность может упасть наполовину. Недостаток же воды за день уничтожит весь урожай целиком. Из-за своей чрезвычайной чувствительности и требовательности рис может выращиваться только собственником. Так как рабы не могли преуспеть в рисоводстве, рабовладельческий строй здесь был быстро вытеснен более прогрессивными формами организации труда; сформировались устойчивые традиции права собственности.
Все это вместе с невероятно высоким уровнем конкуренции и технологической сложностью процесса выращивания риса создало среду, поощряющую предпринимательство. Крестьяне, которые могли повысить производительность земли путем улучшения системы мелиорации или выбора правильной комбинации сортов семян, получали конкурентное преимущество. В этих условиях интенсивный естественный отбор за 6000 лет сформировал трудовую этику и культуру предпринимательства, которые позволили этому региону в полной мере воспользоваться результатами экономических реформ последних 40 лет и стать одним из главных локомотивов китайской экономики. Когда Дэн Сяопин произнес: «Богатеть — это благородно», - жители региона восприняли это как руководство к действию [4].

Разница культурного потенциала еще больше впечатляет, если посмотреть на статистику распределения Нобелевских премий по странам.
70% Нобелевских лауреатов -  граждане  протестантских стран,  занимающих первые пять  из шести мест.   Израиль на 15-м месте с 9 лауреатами, к настоящему времени у Израиля уже 12 Нобелевских лауреатов.
За 110 лет (1901 — 2011) Нобелевскую премию получили  833 лауреата. И среди них 186 евреев -  22,3% от общего числа лауреатов. И это при том, что евреи составляют лишь около 0,23% от населения земного шара. В США за эти годы лауреатами Нобелевской премии  стали 304 человека. Из них 114 еврея, или 36,8% от всех американских лауреатов. Интересен факт: до прихода Гитлера к власти в Германии и установления там нацистского режима, эта страна занимала первое место в мире по числу Нобелевских премий. Куда бежали из Германии в 1930-е годы немецкие ученые еврейского происхождения – всем известно. Поэтому сразу же первенство в Нобелевских достижениях от Германии перешло к США!


А вот несколько слов о ситуации в СССР и России. Здесь лауреатами Нобелевской премии стало несоизмеримо меньше ученых, общественных деятелей, писателей – всего 21 человек. Из них евреев – девять, что составляет 42%, – цифра, вдвое превышающая среднемировой уровень. В этот список не внесены 16 человек, которые были рождены на территории Российской империи и СССР, но на момент вручения премии не имели российского или советского гражданства и, соответственно, по данным Нобелевского комитета не попали в список лауреатов от России и СССР. Но и здесь число евреев составляет примерно 40%. Такая статистика, безусловно, производит весьма серьезное впечатление. Представители одной из самых малых наций на земном шаре являются обладателями пятой части всех Нобелевских премий!

Возможно, все эти цифры достаточно условны,  но они дают основания задуматься о влиянии культуры на достижения прогресса. Л. Харрисон рассматривает три основных ресурса, способствующих прогрессу:
финансовый/ресурсный капитал
человеческий капитал
• социальный капитал.
И добавляет к ним еще один ресурс - культурный капитал - совокупность ценностей, верований и установок, принятых в обществе. Основной силой, влияющей на культурный капитал, является религия, формирующая этический кодекс народа. Религия является важным источником ценностей, которые могут долгое время сохраняться и после того, как религиозные практики приходят в упадок. Потому и начнем с анализа   основных религий и их вклада в культурный капитал.

Рассуждая об особенностях различных культур, не обойтись без такого понятия как менталитет - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, укоренённых в сознании и поведении многих поколений большинства представителей  определенной культуры.

Многие сторонники интернационализма, равенства и братства, на дух не переносят этого слова, приравнивая его чуть ли не к циркулю для измерения черепов. Но, современные данные, уже не позволяют отрицать, что между представителями различных рас, этносов, культур, существуют не только физические, но и интеллектуальные, эмоциональные и культурные отличия. 
В последнее время появляется информация о влиянии среды на  генетическое и эпигенетическое наследование интеллектуальных и психофизических признаков [5], что до недавнего времени генетиками категорически отрицалось.  Считалось, что для генетического закрепления признака, нужны тысячи или десятки тысяч лет. Новые факты позволяют предположить, что возможно и на гораздо меньших промежутках времени, результаты культурно-социальной эволюции, могут быть закреплены  на генетическом уровне.

Для нашего исследования абсолютно неважна природа закрепления этих особенностей -  то ли это генетическое (эпигенетическое) наследование с помощью единиц информации (генов), или социально-культурное с помощью единиц культурной информации (мемов), или, что более вероятно, и то, и другое. Важно то, что эти особенности есть и закреплены они в сознании многих поколений.

И в качестве примера влияния  менталитета на прогресс старый анекдот.
Экскурсия в ад: кипящие котлы, в котлах грешники.  У гида спрашивают:
- «Почему все черти суетятся у одного котла?».
- «Да в нем евреи, стоит одному попытаться вылезти, как все ему помогают и вылезают вслед за ним».
– «А почему у второго никого нет?».
– «А во втором русские. С ними никаких хлопот:   стоит одному попытаться вылезти, как остальные его хватают и тянут вниз со словами  – ты, что умнее всех?».
В любом народе есть новаторы, ищущие пути вперед. Важно, поддержит ли их большинство  и последует за ними или  засосет в свою трясину.
Продолжение                                                                                                   К оглавлению
Tags: Культура имеет значение, культурный капитал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment