moshekam (moshekam) wrote,
moshekam
moshekam

Римско-католическая церковь

Римско-католическая церковь
Римско-католическая церковь надгосударственная  монархическая, строго централизованная организация, имеющая единый всемирный центр - Ватикан. Многоступенчатую иерархию этой авторитарно-монархической организации возглавляет единый глава - Папа. В католицизме Папа считается наместником Б-га на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Действует принцип «апостольского преемства» - принцип церковного права, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит через череду рукоположений к апостолам.  Римско-Католическая церковь также считает  всю историю Церкви до Великого раскола  своей историей. Церковь стоит над государством, но, как правило, с государством не смыкается.  В средние века влияние Римско-католической церкви было очень велико и во многом определяло политические отношения в Европе, многие монархи Европы признавали себя вассалами римских пап. Церковь всегда была основой и охранителем феодальных отношений. В отличии от православных храмов католические храмы и священнослужители выглядят более скромно. Для прихожан предусмотрены сидячие места. Но все признаки идолопоклонства присутствуют и в католицизме: почитание Девы Марии, реликвий, мучеников, святых и блаженных, их мощей, пышный театрализованный культ.

В XVI веке в Европе возникло массовое движение против духовной монополии католицизма и его монархического характера. Произошла Реформация католицизма, возник протестантизм как идеология и появились новые протестантские религиозные направления. Принято считать, что основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс, нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

Реформация повлияла и на европейское католичество. Она вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия.  Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции, то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви. Католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей,  способствовавших росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам предоставлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.
А вот католическая культура, завезенная испанскими конкистадорами в Латинскую Америку, сохранила все свои первозданные черты, во многом общие с православием и католичеством до раскола. Это и определило тот разрыв в уровне развития европейских и латиноамериканских католических стран.

«История Латинской Америки свидетельствует о провале католицизма в сравнении с протестантизмом или, по крайней мере, о поражении, нанесенном католической этике протестантской этикой, определяющей развитие США» [15]. В Европе влияние протестантизма достаточно заметно и в католических странах, чем и объясняется их меньшее отставание от протестантских стран по сравнению с латиноамериканскими странами.
Второй Ватиканский собор (1962 – 1965) принял ряд важных достаточно либеральных документов, в том числе пастырскую конституцию о Церкви в современном мире «GAUDIUM ET SPES» (Радость и надежда). В ней содержатся такие статьи:  «О необходимом содействии прогрессу культуры», «Об экономическом развитии», «О некоторых принципах, руководящих всей экономической и общественной жизнью» и другие. Как заметил Александр Аузан, по этой конституции нищету перестали считать святой, труд — проклятием, богатство — предосудительным. Через 20–25 лет это начало приносить плоды, и в 90-е годы XX века происходит экономическое оживление в Польше, «кельтское экономическое чудо» в Ирландии, подъем в южных регионах Германии. Когда одного из немецких экономистов спросили, почему южные, католические земли Германии развиваются лучше, чем те, где распространен протестантизм, он ответил: «Просто католики теперь больше протестанты, чем мы» [16].
Продолжение                                                                 К оглавлению
Tags: католики, культурный капитал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments