moshekam (moshekam) wrote,
moshekam
moshekam

Истинное испытание заключается не в бедности, а в богатстве, и не в рабстве, а в свободе.

В ад первым классом

«Когда станешь ты есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, будет у тебя много крупного и мелкого скота, много серебра и золота, то возгордишься ты и забудешь Г-спода Б-га твоего, который вывел тебя из земли египетской и рабства, и подумаешь ты: “Я сам, своими силами и крепкой рукою добыл себе это богатство”», – такое предостережение содержится в недельной главе Экев, которую иудеи всего мира читают на этой неделе.

Иными словами, Моисей будто говорит грядущему поколению: «Вы думали, что 40-летнее странствие в пустыне было настоящим испытанием, а по ту сторону Иордана все невзгоды закончатся? Нет. Именно тогда и начнутся настоящие испытания». Когда все материальные нужды будут удовлетворены – начнется испытание нашего духа. Потому что истинное испытание заключается не в бедности, а в богатстве, и не в рабстве, а в свободе.

Фактически Моисей первым в истории человечества подметил такую закономерность и предрек крах и гибель цивилизаций. Спустя несколько тысячелетий эту идею озвучил и великий исламский мыслитель XIV века Ибн Хальдун, убежденный, что по мере роста величия цивилизации высшие слои ее общества привыкают к роскоши, а народ в целом лишается коллективной солидарности, и вскоре эта страна будет повиноваться врагу, гораздо менее цивилизованному, но более сплоченному и управляемому.

Итальянский философ Джамбаттиста Вико, живший уже в XVIII веке, описал в своих трудах схожую концепцию циклического развития истории: «Сначала они обеспечивают себя необходимым, потом – полезным, затем – стремятся к комфорту, а после – к удовольствиям. Вскоре они соглашаются только на роскошь и, наконец, сходят с ума, бездумно растрачивая все свои капиталы».

Эту же мысль британский философ Бертран Рассел прекрасно отразил в введении к знаменитой «Истории западной философии». По мнению ученого, мир увидел высшие точки развития цивилизации дважды – в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Он отмечал, что причины гибели этих цивилизаций заключались именно в тех особенностях, которые сначала привели их на пик могущества: «Традиционные моральные ограничения исчезли, потому что в них видели сплошные предрассудки. Освобождение от пут возбудило в людях творческую энергию, которая привела к редкому расцвету гения, но анархия и предательство, неизбежно следующие за упадком морали, обессилили итальянцев как нацию, и они попали, подобно грекам, под господство наций, куда менее цивилизованных, чем они сами».

Не так давно к схожему выводу пришел и британский историк Ниалл Фергюсон, который в своей книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» объясняет, что раньше Западу помогали доминировать шесть факторов: конкуренция, научная революция, демократия, современная медицина, общество потребления и трудовая этика, но сейчас, когда Запад постепенно теряет веру в себя и стоит перед лицом опасности со стороны других цивилизаций, драйверы роста станут причиной упадка.

Это именно то, о чем предупреждал Моисей: если вы решите, что свобода и богатство – это исключительно ваши заслуги, то охватившее вас самодовольство станет началом конца любой цивилизации. И вскоре бедные почувствуют себя «за бортом жизни», в обществе появятся неразрешимые социальные противоречия, исчезнет ощущение коллективной ответственности за общее будущее, воцарятся несправедливость, разобщенность и недоверие, подготавливающие окончательный крах. По этой дороге рано или поздно проходили все цивилизации, как бы велики они до этого ни были. А для малочисленного народа Израиля, пребывающего во враждебном окружении, такие процессы каждый раз имели катастрофичные последствия, ставящие его на грань выживания.

Создание общества, способного одержать победу над устоявшимися болезнями и законами роста цивилизаций и их крушения – в общем-то, главная цель последних напутствий Моисея, которыми так изобилует пятая библейская книга «Дварим». И сводятся они к тому, что даже на вершине могущества нельзя отказываться от тех светлых идеалов, ради которых вы вставали на путь развития. Верность этим идеалам обеспечит верховенство закона и справедливое правосудие, сохранение прав и свобод, социальную поддержку нуждающимся и уважение человеческого достоинства всех и каждого. А отказ от идеалов – от веры в будущее, непознаваемое и сверхъестественное – рано или поздно, но абсолютно неизбежно приведет к полному жизненному краху – как каждого отдельного человека, так и общества в целом.

Лорд Джонатан Сакс




В ад первым классом

11.08.2017

«Когда станешь ты есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, будет у тебя много крупного и мелкого скота, много серебра и золота, то возгордишься ты и забудешь Г-спода Б-га твоего, который вывел тебя из земли египетской и рабства, и подумаешь ты: “Я сам, своими силами и крепкой рукою добыл себе это богатство”», – такое предостережение содержится в недельной главе Экев, которую иудеи всего мира читают на этой неделе.

Иными словами, Моисей будто говорит грядущему поколению: «Вы думали, что 40-летнее странствие в пустыне было настоящим испытанием, а по ту сторону Иордана все невзгоды закончатся? Нет. Именно тогда и начнутся настоящие испытания». Когда все материальные нужды будут удовлетворены – начнется испытание нашего духа. Потому что истинное испытание заключается не в бедности, а в богатстве, и не в рабстве, а в свободе.

Фактически Моисей первым в истории человечества подметил такую закономерность и предрек крах и гибель цивилизаций. Спустя несколько тысячелетий эту идею озвучил и великий исламский мыслитель XIV века Ибн Хальдун, убежденный, что по мере роста величия цивилизации высшие слои ее общества привыкают к роскоши, а народ в целом лишается коллективной солидарности, и вскоре эта страна будет повиноваться врагу, гораздо менее цивилизованному, но более сплоченному и управляемому.

Итальянский философ Джамбаттиста Вико, живший уже в XVIII веке, описал в своих трудах схожую концепцию циклического развития истории: «Сначала они обеспечивают себя необходимым, потом – полезным, затем – стремятся к комфорту, а после – к удовольствиям. Вскоре они соглашаются только на роскошь и, наконец, сходят с ума, бездумно растрачивая все свои капиталы».

Эту же мысль британский философ Бертран Рассел прекрасно отразил в введении к знаменитой «Истории западной философии». По мнению ученого, мир увидел высшие точки развития цивилизации дважды – в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Он отмечал, что причины гибели этих цивилизаций заключались именно в тех особенностях, которые сначала привели их на пик могущества: «Традиционные моральные ограничения исчезли, потому что в них видели сплошные предрассудки. Освобождение от пут возбудило в людях творческую энергию, которая привела к редкому расцвету гения, но анархия и предательство, неизбежно следующие за упадком морали, обессилили итальянцев как нацию, и они попали, подобно грекам, под господство наций, куда менее цивилизованных, чем они сами».

Не так давно к схожему выводу пришел и британский историк Ниалл Фергюсон, который в своей книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» объясняет, что раньше Западу помогали доминировать шесть факторов: конкуренция, научная революция, демократия, современная медицина, общество потребления и трудовая этика, но сейчас, когда Запад постепенно теряет веру в себя и стоит перед лицом опасности со стороны других цивилизаций, драйверы роста станут причиной упадка.

Это именно то, о чем предупреждал Моисей: если вы решите, что свобода и богатство – это исключительно ваши заслуги, то охватившее вас самодовольство станет началом конца любой цивилизации. И вскоре бедные почувствуют себя «за бортом жизни», в обществе появятся неразрешимые социальные противоречия, исчезнет ощущение коллективной ответственности за общее будущее, воцарятся несправедливость, разобщенность и недоверие, подготавливающие окончательный крах. По этой дороге рано или поздно проходили все цивилизации, как бы велики они до этого ни были. А для малочисленного народа Израиля, пребывающего во враждебном окружении, такие процессы каждый раз имели катастрофичные последствия, ставящие его на грань выживания.

Создание общества, способного одержать победу над устоявшимися болезнями и законами роста цивилизаций и их крушения – в общем-то, главная цель последних напутствий Моисея, которыми так изобилует пятая библейская книга «Дварим». И сводятся они к тому, что даже на вершине могущества нельзя отказываться от тех светлых идеалов, ради которых вы вставали на путь развития. Верность этим идеалам обеспечит верховенство закона и справедливое правосудие, сохранение прав и свобод, социальную поддержку нуждающимся и уважение человеческого достоинства всех и каждого. А отказ от идеалов – от веры в будущее, непознаваемое и сверхъестественное – рано или поздно, но абсолютно неизбежно приведет к полному жизненному краху – как каждого отдельного человека, так и общества в целом.

Лорд Джонатан Сакс

Tags: Культура имеет значение
Subscribe

Posts from This Journal “Культура имеет значение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments