moshekam (moshekam) wrote,
moshekam
moshekam

Демократическая культура развития

Демократическая культура развития
Теперь ответы на главные вопросы, кто виноват, и что делать,  представляются очевидными.
Виновата авторитарная культура народа, сформированная под влиянием православия.
Не большевики-коммунисты  виноваты.  Ни КГБ, ни евреи, ни США,  ни Путин с Навальным  - никто не виноват.
Виноват сам народ - богоносец и его культура.  И самый большой вклад в формирование этой культуры внесла православная церковь.


И понятно, что делать – менять культуру. Вопрос за малым – можно ли это сделать, как и в какие сроки.  И какие есть исторические примеры.

Начнем с самого раннего и самого известного примера  из Библии. Когда евреи, не дождавшись Моисея с горы Синай, изготовили золотого тельца и стали ему поклоняться, Б-г хотел погубить весь народ, но Моисей сумел переубедить Б-га и убедил простить его народ. Но для этого Моисею  пришлось принять очень жесткие меры. «И встал Моше в воротах стана. И крикнул: «Кто за Б-га – ко мне». И собрались вокруг него левиты. И он обратился к ним: «Так сказал Б-г, Всесильный Израиля: пусть каждый из вас опояшется своим мечом, пройдите весь стан туда и обратно, от ворот и до ворот – и пусть каждый убьет брата своего, и друга своего, и близкого своего».  И  сделали левиты, как повелел Моше, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек». (Шмот 32:26-28).  Столь жестокому методу люстрации было подвергнуто 0,5% из шестисот тысяч мужчин, отправившихся с Моисеем из Египта. Нравы тогда были суровые и методы люстрации подобающие.
Но и этим дело не ограничилось – еще 40 лет водил Моисей евреев по пустыне, чтобы выросли поколения, не знавшие  рабства, прежде чем привел их к Земле Обетованной. Но сам в эту Землю не вошел и завещал похоронить его тайно, чтобы ни у кого не было соблазна поклоняться ему после смерти. Заметим, ни мавзолея, ни даже завалящего памятника.


Другой пример, посвежее. Два государства в бассейне Карибского моря: Республика Гаити и Барбадос. Господствующая религия на Гаити вуду. Это самая бедная, самая неграмотная и хуже всего управляемая страна в западном полушарии. Корни вуду восходят к региону Дагомея в Западной Африке — сегодня это страна Бенин. Показатели доходов, уровня детского недоедания, детской смертности, ожидаемой продолжительности жизни и грамотности для Гаити и Бенина практически идентичны. Гаити занимает 161-е место, Бенин — 166-е по индексу ИРЧ.  В то же время Барбадос — процветающая демократия, занимающая 38-е место, и относится к категории стран с «очень высоким индексом развития человеческого потенциала».
БОльшая часть жителей Барбадоса также ведет свое происхождение из Дагомеи. Но в отличие от Гаити, которая завоевала свою независимость от Франции в 1804 г., в результате восстания рабов, Барбадос получил независимость от Великобритании на 160 лет позже, в 1966 г., когда потомки рабов, впервые привезенных на остров в первой половине XVII в., уже доминировали в политике и большей части экономики. За три столетия они настолько усвоили британские ценности и институты, что их иногда называют афросаксами (Afro-Saxons) или чернокожими англичанами (Black Englishmen). Господствующая религия в этой стране — англиканство. Интересный пример, иллюстрирующий, что сначала рабам необходимо привить демократическую культуру и только потом предоставить политическую свободу.


Так что же, всем надо переходить в иудаизм или протестантизм? Нет, конечно, хотя попутно замечу, что в последнее время появилось  монотеистическое религиозное движение, «иудаизм для всех народов» Бней Ноах (потомки Ноя). Идея этого движения  состоит в присоединении к иудаизму как к религии, без того чтобы стать частью еврейского народа (и поэтому без совершения гиюра), но с тем чтобы учиться у евреев и вместе продвигать мир.

Ирландия. Какие изменения в католической стране позволили добиться экономического прогресса, рассмотрим на примере «кельтского тигра» – Ирландии. В уже упоминавшейся книге Л. Харрисон [23] сравнивает две близкие страны Шотландию и Ирландию. Шотландские и ирландские корни восходят к одной и той же кельтской культуре. Католицизм зародился в обеих странах примерно в одно время в конце IV века и обе страны  одного кельтского корня на протяжении более тысячелетия существовали как римско-католические общества. В Шотландии на смену католицизму в 1560 году пришел кальвинизм, а Ирландия осталась католической страной.

Харрисон отмечает три главных отличия шотландского кальвинизма от ирландского католицизма.

1. Протестанты подчеркивали важность всеобщей грамотности, поскольку каждый протестант должен с детства сам читать Библию. К концу 18 века уровень грамотности в Шотландии был выше, чем в любой другой стране.
2. Кальвинисты, как и все протестанты, покончили с властной надстройкой католической администрации.  Харрисон напоминает слова Алексиса Токвиля в «Демократии в Америке» о том, что католицизм мог бы лучше приспособиться к демократии, если бы избавился от церковной надстройки.
3. У протестантов действовал жесткий моральный кодекс, «золотое правило», признание ценности честной игры. Харрисон подкрепляет этот тезис словами М. Вебера [17]: «Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных «добрых дел», а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи о характерном для католицизма, столь свойственном природе человека чередовании греха, раскаяния, покаяния, отпущения одних грехов и совершения новых».

В середине 19 века преступность в Ирландии по всем видам преступлений превышала шотландскую в несколько раз, Ставки заработной платы в Шотландии были в пять-шесть раз выше, чем в Ирландии, где люди умирали от голода и вынуждены были  эмигрировать.  С 1820 по 1880 г. в США эмигрировали 3,5 млн. ирландцев.
В 1960 г. Ирландия была в числе самых бедных и малообразованных стран Европы. Но вот тут произошло «ирландское чудо» и в 2010 г она уже входит в число самых образованных и богатых стран и становится единственной католической страной в топ 10 рейтинга ИРЧ.
Ирландия

Как видно из графика еще 40 лет назад Ирландия наряду  с католической Испанией и православной Грецией почти в 2 раза отставала по ВВП на душу населения от соседки Великобритании (отдельной статистики по Шотландии я не нашел), но уже через 20 лет обогнала и перегнала ее. В чем же секрет «ирландского чуда»? Харрисон приводит данные из статьи Дика Спринга, бывшего многие годы вице-премьер-министром Ирландии, опубликованной в сборнике «Развивающиеся культуры: конкретные примеры».

·                   Либерализация экономики
·                   Привлечение иностранных инвестиций
·                   Вступление в ЕЭС, способствовавшее привлечению иностранных инвестиций и помощи со стороны Европы
·                   Высокий приоритет образования, введение бесплатного среднего образования – Ирландия направляет на образование бОльшую часть бюджета, чем любая европейская страна.
·                   Снижением роли католической церкви, устранение монополии католических школ на полное среднее образование.

Возможно, это связано и с реформацией самой католической церкви, произошедшей после Второго Ватиканского собора, недаром Ирландию, Испанию, Португалию называют «посткатолическими» странами или, как я уже приводил слова А.Аузана, «Просто католики теперь больше протестанты».  Но столь быстро растущая экономика Ирландии сильно зависит от иностранных инвестиций и как отмечал Д. Спринг, если инвесторы решат переместить свои производства в страны с более низкими издержками, такие как Китай и Индия, последствия для Ирландии могут быть очень тяжелыми. Но, тем не менее, Ирландия из страны с очень высоким уровнем эмиграции превратилась в страну, привлекательную для иммигрантов.

Чили. Не менее интересен успех еще одной католической страны – Чили.  Л. Харрисон успехи Чили последних лет объясняет влиянием баскской эмиграции из Испании в 18 веке, отмечая, что «три четверти  выдающихся деятелей в истории Чили 19 века имели баскское происхождение». Он отмечает, что, несмотря на то, что баски традиционные приверженцы католицизма, они всегда тяготели к антиклерикализму, боролись против любой формы иерархии и пламенно поддерживали демократию. И сегодня молодые люди в Стране басков массово покидают церковь, отвергая бОльшую часть того, чему она учит. И внутри  самой церкви идут попытки избавиться от иерархии и сделать церковь более открытой и демократичной.
Но, на мой взгляд, Л. Харрисон преувеличивает влияние баскской культуры на достижения страны последних лет, поскольку жителей с баскскими корнями всего 27% общего числа жителей  Чили. Чем же объяснить отставание Чили от своих соседей в 19 – 20 веках и начало бурного роста только в конце 20 века. Ну, ладно можно объяснить отставание от Венесуэлы – самой богатой нефтью страны мира, но мы видим и почти двукратное отставание от такой же католической Мексики. Профессор Харрисон, ярый приверженец демократии во всех сферах, не хочет признать, что внедрению демократических принципов в экономике, страна обязана авторитаризму в политике. 


В сентябре 1973 года высший генералитет страны организовал военный переворот и установил диктатуру Правительственной Хунты во главе с генералом Аугусто Пиночетом. Было отменено действие конституции, распущен Национальный Конгресс, объявлены вне закона все левые и левоцентристские партии и организации, деятельность правых партий была объявлена «приостановленной», а в 1977 году также полностью запрещена.
Чили ВВП

Для проведения реформ в экономике была привлечена группа из 25 чилийских экономистов, получивших экономическое образование в Высшей школе экономики при Католическом университете Чили. Эта группа получила в дальнейшем название «Chicago boys - чикагские мальчики» из-за тесного сотрудничества с экономическим факультетом Чикагского университета, в то время возглавляемым Милтоном Фридманом, автором концепции «шоковой терапии».

Чили стала первым экспериментом по коренной перестройке «тоталитарной» экономики в «демократическую капиталистическую».

По мере укрепления экономики,  политика становилась более либеральной. В 1978 году была несколько ослаблена цензура в СМИ и в ограниченных случаях разрешён «прямой эфир» на радио и телевидении. В 1980 году в стране была принята новая конституция, однако полное введение её в действие было отложено до 1988 года. В 1989 году Чили перешла к демократическому правлению, состоялись выборы, на которых победил оппозиционный блок «Коалиция партий за демократию» и в 1990 году кандидат блока стал  президентом. Специалисты оценивают государственно-правовое устройство Чили на основе конституции 1980 года как компромисс между демократией и диктатурой, поскольку в нём заложены механизмы, ограничивающие возможности гражданской власти контролировать армию и предоставляющие преференции деятелям бывшего военного режима.

Нынче Чили занимает 1-ю позицию по интегральному показателю конкурентоспособности среди стран Латинской Америки, входит в третью десятку стран в рейтинге платежеспособности; рейтинг-агентство Standard & Poor's  присвоило ей высшую категорию A. Сегодня Чили имеет наиболее эффективную экономику во всей Латинской Америке, по индексу развития человеческого потенциала находится на 40-м месте и относится к странам с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. Страна также имеет один из самых низких уровней коррупции.


А аналитики продолжают ломать копья, недоумевая, почему шоковая терапия в Чили сработала, а в России – нет. Видимо забывают, что «не бывает демократии без демократов». В Чили не были забыты демократические традиции - режиму Пиночета предшествовали 40 лет демократического правления. В России же со времен    Новгородской республики демократии никогда не было.  Тем не менее, в  Чили сначала диктаторским способом внедрили демократию в экономике, и только потом допустили политическую демократизацию. Аналогично поступила и Коммунистическая партия Китая под руководством Дэн Сяопина,  объявив в 1979 году политику реформ и открытости, начав демократизацию экономики, оставшись авторитарной в политике. И Китай показывает высокие темпы роста, правда, пока не достиг высокого уровня  человеческого развития. Прошло 35 лет, экономика развивается, но демократических перемен в политике пока не предвидится. Воспитание демократической культуры в стране с монархическими традициями требует гораздо большего времени, чем это было в Чили, имевшей недавний демократический опыт.

«Азиатские тигры». И нельзя обойти вниманием феномен «азиатских тигров» - быстроразвивающихся экономик  Сингапура, Гонконга, Южной Кореи и Японии. В настоящее время конфуцианство в этих странах представлено слабо, хотя в свое время на культуру этих народов оно оказало большое влияние. В настоящее время в этих странах наиболее популярны  буддизм и даосизм. В Японии плюс синтоизм, в Корее – протестантизм. Самое интересное, что многие жители считают себя приверженцами не одной религии, а двух или более.  Так в Японии большинство населения считают себя и синтоистами, и буддистами одновременно. Но что объединяет эти страны, так отсутствие монопольного влияния какой-то одной религии и признаков церковной иерархии. Свобода вероисповедания.

Несомненное влияние на культуру Сингапура и Гонконга оказало то, что они долгое время были Британскими колониями или зависимыми от Британии территориями: Гонконг с   1841 по 1997 год, Сингапур с 1819 по 1963 год. Английский язык у них один из государственных языков, законодательные системы унаследованы от английского колониального правления и очень строго соблюдаются. Гонконгом до 1997 года управлял губернатор, назначаемый королевой Великобритании, а в Сингапуре реформы проводил авторитарный лидер  Ли Куан Ю, характеризовавший себя и своих соратников как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров» [24]. Там же он приводит слова Маргарет Тэтчер: «когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура». Стиль руководства Ли Куан Ю хорошо характеризует его  ответ на вопрос о методах, с помощью которых ему удалось побороть коррупцию: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

Примеры Сингапура и Гонконга, по-моему, мало чем отличается от рассмотренного выше примера Барбадоса. Большую часть заслуг в успехах их экономик следует приписать влиянию англо-протестантской культуры и законодательства. Экономическое чудо Сингапура и Гонконга показывают, как авторитарными методами можно ускоренно привить демократическую культуру в экономике. А только потом допустить и демократизацию в политике, что там сейчас и происходит. В Сингапуре на всеобщих выборах 2011 года бессменная правящая партия проиграла оппозиционной, а в Гонконге в сентябре 2014 года начались массовые протесты против попытки центральной власти Китая помешать проведению свободных выборов в 2017 году. Протесты получили название революции зонтиков. В развитой демократической экономике с демократической культурой населения неизбежно наступает и демократия в политике

Азиатские тигры
Японское экономическое чудо сложнее вписывается в такую схему внедрения демократии в экономике авторитарными методами. Несмотря на то, что основы реформ японской экономики были заложены в короткий период американской оккупации, но сама оккупация длилась очень не долго, с 1945 по 1952 год.  Национальным особенностям японской синтоистской культуры демократическая культура оказалась гораздо ближе, чем  авторитарная и много времени не понадобилось, чтобы привить японцам  либеральные ценности. После оккупации  конституционно-парламентская монархия Японии является типичным примером демократии в политике и экономике.
Американская администрация генерала Макартура внедрила в Японии "Обратный курс" Доджа-Макартура - программу, аналогичную плану Маршалла для Западной Европы, разработанную крупным банкиром и предпринимателем Дж. Доджем. В отличие от плана Маршалла программа Доджа не предусматривала оказания Японии мощной финансовой помощи, а делала ставку на возврат от милитаризма к либеральным ценностям и запуск механизма свободной конкуренции, за что и получила название "обратный курс". В соответствии с планом Доджа-Макартура была произведена демонополизация, объявлена свобода торговли, осуществлена земельная реформа, введено либеральное трудовое законодательство, проведена налоговая реформа.


Примеры Германии и Японии, планы Маршалла и Макартура по  восстановлению  разрушенных во время войны экономик, недаром породили шуточный рецепт  для восстановления разрушенной в мирное время экономики России – объявить войну США и сдаться. Может быть, Путин к тому все и ведет?

Феномен Южной Кореи тоже, несомненно, связан с национальными особенностями корейцев, конфуцианскими корнями их культуры. В настоящее время в Южной Корее из трех ведущих религиозных конфессий, включающих буддизм, протестантизм и католичество, наибольшим политическим влиянием обладает протестантизм [2].
Экономические успехи страны связаны с именами трех ее президентов, трех генералов:  Пак Чонхи (1961—1979), Чон Ду Хван (1980—1988), Ро Дэ У (1988-1993). Первые два генерала приходили к власти в результате военного переворота, и только Ро Дэ У победил на первых демократических выборах в стране в 1987 году, опередив кандидатов от оппозиции, впоследствии также ставших президентами — Ким Ён Сама и Ким Дэ Чжуна. Пак Чонхи остаётся одним из самых выдающихся политических деятелей в истории Кореи. Он считается одним из главных архитекторов корейского «экономического чуда», в то же время ему инкриминируется подавление демократических свобод и массовые репрессии. 26 октября 1979 Пак Чонхи был застрелен,  якобы потому, что он являлся препятствием для демократии, и его убийство продиктовано патриотическими мотивами.

Пришедший ему на смену в результате переворота Чон Ду Хван провозглашал принцип сильного центрального управления и проводил экономический курс,   начатый Пак Чон Хи. Правление Чон Ду Хвана считается авторитарным, однако, менее жёстким, чем предыдущий режим. Конституция страны 1980 года провозглашала больше свобод, чем её предшествующая версия от 1972 года, однако по-прежнему давала очень много власти президенту. Несмотря на стабильный экономический рост по стране прокатилась волна массовых протестов с требованием демократических реформ, были проведены политические  реформы, которые включали прямые президентские выборы, снятие запрета на политическую деятельность неугодных режиму политиков. Реформы возглавил Ро Дэ У, позже ставший преемником Чон Ду Хвана на посту президента в результате победы на первых демократических выборах. В 1996 году оба бывших президента Чон Ду Хван и Ро Дэ У были обвинены в коррупции и взяточничестве. Чон Ду Хван был приговорён к смертной казни, затем приговор был смягчён в сторону пожизненного заключения. Он и Ро Дэ У были помилованы решением нового Президента страны Ким Дэ Чжуна.

Вот такая нелегкая судьба у диктаторов, пытающихся принести народу процветание. Но, начиная с  Чон Ду Хвана, президенты Южной Кореи регулярно сменяются в результате демократических выборов, и страна продолжает показывать выдающиеся результаты в экономике.


Все рассмотренные примеры объединяет одно – сначала внедряется демократия в экономике и в сознании населения, а только потом допускаются политические свободы и демократические выборы.

А есть и противоположные примеры, сначала демократия в политике, а потом в экономике, или хотя бы одновременно демократизация и в политике, и в экономике. Примеров много и ни одного успешного. Перечислю кратко, без подробностей.


Доминиканская Республика. После 30-летнего правления диктатора Рафаэля Трухильо (1930-1961), не без помощи США в республике установился  демократический строй,  многопартийность, свободные выборы. В рейтинге ИРЧ - 96 место.

Республика Никарагуа. После 40-летнего правление клана Сомосы (1937—1979) в результате революции к власти пришли сандинисты (1979—1990). В 1990 году,  в результате демократических выборов,  сандинисты потерпели поражение, и к власти пришло новое, проамерикански настроенное правительство.   На выборах 2006 года президентом снова становится Даниэль Ортега, возглавлявший Никарагуа в 1985—1990 гг. — лидер Сандинистского фронта национального освобождения. 129 место в рейтинге ИРЧ.

Гаити. С 1957 по 1986 год правление отца и сына  Дювалье.  После серии переворотов в начале 1991 года к власти пришло демократическое правительство, принята конституция. В дальнейшем перевороты чередовались с периодами правления демократически избранных правительств. Индекс ИРЧ -  161. Установление демократического режима в этих странах происходило при помощи США.

Королевство Афганистан (1929 -1973). В 1973 г. двоюродный брат короля Мухаммед Дауд осуществляет переворот, упраздняет монархию, пытается провести реформы и модернизировать страну, но ему это не удается. В апреле 1978 года в стране началась революция. Президент М. Дауд вместе с членами своей семьи казнён, к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана. Потом вмешался СССР (1979-1989). В 2001 году США  принял эстафету и до сих пор устанавливает демократию в Исламской Республике Афганистан. 175 место в рейтинге ИРЧ.

Ирак. В 2003 году международная коалиция во главе США свергла режим бессменного Саддама Хусейна (1979 – 2003). Основанием послужили обвинения иракского лидера в поддержке международного терроризма и разработке оружия массового поражения. Результат – некогда богатейшая нефтяная диктатура превратилась в территорию, раздираемую различными террористическими группировками, несмотря на проводимые в стране выборы, парламент и прочие атрибуты демократии. 131 место в рейтинге ИРЧ.

Можно привести еще целый ряд более свежих примеров, появившихся после «арабской весны»:  Тунис, Египет, Йемен, Ливия, где после свержения или отставки авторитарных правителей и попыток установления демократии, воцарился хаос, постоянная смена режимов, междоусобная вражда.  И, простите меня, здесь я  не могу не согласиться с Путиным: «События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может - и зачастую приводит к абсолютно противоположному результату. Со дна поднимаются силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления» [25]. Попутно замечу, что сам он поднимает со дна такие же темные силы, но чтобы, напротив, не допустить демократию даже в обозримом будущем.

В эту уже понятную схему вписываются и истории стран на послесоветском пространстве. Протестантские Эстония, Латвия, католическая Литва, не утратившие своей культуры за время советской оккупации, сумели легко вписаться в новое демократическое устройство своих стран. Западная Украина, несомненно, тоже легко смогла бы перейти к демократии, если бы не была обременена своими восточными областями с  православно-авторитарной культурой населения. Установление демократии в этих областях невозможно без изменения культуры населения, что, в свою очередь, практически невозможно из-за действий агрессивного соседа. Лучший способ для Украины сбросить с себя эту непосильную ношу и идти в Европу налегке, без сопротивляющегося востока. Но, видимо,  сама Европа против создания прецедента передела послевоенных границ силовыми способами. Тяжело придется Украине. 

Цветные революции на постсоветском пространстве  в большинстве своем к устойчивому демократическому обществу,  успехам в экономике и повышению благосостояния народа не привели. В то же время те страны, где особых попыток перехода к демократии не делали: Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Туркмения – хоть и не блистают особыми экономическими успехами, но обеспечивают пусть средний, но стабильный уровень жизни населения.
Продолжение                                                                                   К оглавлению
Tags: Демократическая культура развития, культурный капитал
Subscribe

promo moshekam april 7, 2018 20:17 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Всегда ли демократия путь к процветанию «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать… Posted by Моисей Каменецкий on 7 апр 2018, 13:17
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments